Психолого-педагогические особенности пятиклассников
10-11 лет - пограничный возраст между детством и отрочеством. В связи с началом полового созревания происходят изменения в поведении, в познавательной сфере младшего подростка. Дети чаще отвлекаются, могут реагировать неадекватно, бурно реагировать на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражительны, капризны, их настроение быстро меняется в течение дня.
Такое поведение подростка приводит к замечаниям и наказаниям со стороны учителей и родителей, к снижению успеваемости и к конфликтам во взаимоотношениях со сверстникам и взрослыми. Поэтому в период адаптации школьника к пятому классу ему особенно необходимы понимание, поддержка и родительская любовь.
Возрастные особенности младшего подростка:
• Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
• Повышенная утомляемость;
• Стремление обзавестись верным другом;
• Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
• Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
• Стремление отойти от всего подчеркнуто детского;
• Отвращение к необоснованным запретам;
• Восприимчивость к промахам взрослых;
• Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
• Отсутствие адаптации к неудачам;
• Отсутствие адаптации к положению «худшего»;
• Ярко выраженная эмоциональность;
• Требовательность к соответствию слова делу;
• Повышенный интерес к спорту.
Рекомендации для родителей пятиклассников
✔ Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
✔ Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими людьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуйте, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет основных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже чем, через раз в два месяца.
✔ Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
✔ Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами связанными с домашним заданием, помогите найти ему ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
✔ Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовлении пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
✔ Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.
Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ВЕРУ ПОДРОСТКА В СЕБЯ
Слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что ты все сделал, хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддержать можно посредством:
Отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово)
Высказываний («Я горжусь тобой», “Все идет хорошо»)
Прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.)
Совместных действий (сидеть или стоять рядом и т.д.)
Выражение лица (улыбка, кивок, смех, подмигивание).