Page is loading...

Новости

«Абакус»: когда ребенок считает как калькулятор

В ноябре прошлого года в Самаре открылась необычная школа. Яркая вывеска над крыльцом гласит – «Uniqum kids: Школа ментальной арифметики». Совершенно невероятное сочетание наталкивает на мысль сразу же зайти и узнать, что это такое. О счете на абакусе, развитии правого полушария и собственно ментальной арифметике рассказала управляющая школы Uniqum kids в городе Самаре Ольга Пижамова

Что такое ментальная математика?
 


- «Абакус» – древнейший вычислительный инструмент, прообраз наших счет, с англ. abacus. В Китае они называются «суан-пан», у японцев – «серобян». Именно счет на абакусе называют ментальной математикой. Сама ментальная арифметика – это китайская находка, достаточно давняя, ей уже лет 40-50, и она дает удивительные результаты – дети, умеющие считать на абакусе обладают хорошим образным мышлением. В частности, в уме решают любые арифметические задачки быстрее, чем на калькуляторе. В процессе обучения ребенок сначала считает на реальных счетах, а после 2-3 месяцев уже делает вычисления на воображаемом абакусе. В свое время по Первому каналу шла какая-то программа – то ли у Гордона, то ли у Малахова… и там много говорили про ментальный счет. Теперь, когда ко мне мамы приводят детей, то часто спрашивают: «А это как в той передаче мальчик считает?». Но ментальный счет – это бонус, побочка! Основная же задача – развить образное мышление, развить мозг. Не секрет, что он у нас работает только на 17-18%.

- Так что на самом деле это не просто математика: 23+55=78, это нечто большее. Когда ребенок начинает представлять и двигать воображаемые косточки, он тренирует оба полушария головного мозга… Левое полушарие – это логика, запоминание, правое - интуиция, концентрация, фотографическая память, образное мышление… Поэтому, когда начинают говорить, что у вас гениальные дети, как они это делают, я рассказываю, что это только вершина айсберга.

- Мы развиваем оба полушария, но в первую очередь правое, потому что левое итак развивают в школе. Самое главное, чтобы они развивались гармонично и соблюдались межполушарные связи. Когда инструктор говорит ребенку какое-то число, тот его воспринимает левым полушарием и запоминает. Когда ребенку надо набрать это число на абакусе, во-первых, у него задействуется мелкая моторика (почему говорят, что хорошо сажать детей перебирать горох, потому что ребенок начинает быстро развиваться!), во-вторых, он видит это число, картинку, у него подключается правое полушарие. В итоге он может оперировать шестизначными числами.

Китайская школа на самарский лад
 


- Когда я была беременна, меня стали интересовать неограниченные возможности человеческого мозга. Точнее, они меня всегда интересовали, и пока я сидела в декрете, я столько всего перечитала. Находила разную информацию, разные методики. Так получилось, что одна женщина рассказала мне про абакус. Моему ребенку тогда уже было 1 год и 5 месяцев, и я захотела попробовать открыть что-то свое. Я поняла, что это мне близко, у меня есть организаторские способности и мне нравится работать с детьми. Так я решила обучиться китайской методике ментальной арифметики.

- Мы работаем напрямую от китайской школы, полностью по китайским учебникам. Есть свои хитрости и нюансы работы с абакусом: от правильной постановки пальцев до того, какой «дом» за что отвечает. Кто-то одним пальцем считает – и это неправильно. Есть строгие правила. Ребенка изначально надо учить правильно ставить пальцы, переучивать гораздо сложнее. Все наши педагоги ездят обучаться в Казань по специальной методике. На первом этапе я сама занимаюсь с будущим педагогом, даю ему базу. Мне надо узнать человека, понять, есть ли смысл давать ему всю информацию, вкладывать в него деньги, время. Потом педагог сдает несколько сессий, обучается по скайпу, по емейл ему приходят различные задания.

- Не знаю, хорошо это или плохо, но у нас нет рекламы, работает «сарафанное радио». У нас по городу достаточно много заявок на обучение. И мы пришли к тому, что пора открывать филиалы. Так, недавно открылся второй наш центр в ТЦ «М5». 

Обучение на абакусе
 


- К нам приходят дети от 4 до 13 лет. Есть и помладше. У нас нет строгих возрастных критерий – надо смотреть на самого ребенка. У нас есть такие, кто в 3 года 10 месяцев успешно занимаются на абакусе. А бывает, что и в 5-6, особенно мальчикам, не хватает усидчивости. Тогда мы говорим родителям, чтобы приходили чуть-чуть попозже, хотя бы через три месяца. Обучение длится на протяжении примерно 1,5 лет и делится на уровни по 3-4 месяца. После 3-4 месяцев ребенок сдает нечто, похожее на экзамен, но мы его так не называем, чтобы «не пугать». Просто говорим: «Ты сейчас будешь пробовать получить сертификат». Если ребенок сдает успешно, значит можно отправлять его на следующий уровень. Все постепенно: первый блок, второй блок, техники прямого счета, потом подключаются формулы, таблица Шульте…

- Самое главное, чтобы занятие было интересным. Если заставлять ходить из-под палки, то через месяц ребенок взвоет. И сам педагог взвоет, потому что ничего нет хуже, чем зевающие рты и скучающие глаза. Детей можно привлечь по-разному, все зависит от возрастной группы… Интересными заданиями, которые будут не только правое полушарие развивать, но и логику, память, способности ребенка воспринимать большие объемы информации, строить ассоциативные связи. Уроки достаточно наполненные. Детям интересно, когда обучение проходит динамично и в игровой форме. Мы комбинируем отдых и упражнения, у нас есть и физминутка, и веселые игры типа «Ухо-нос» или в «Море волнуется». Ребенка надо поднять буквально на секунду, чтобы у него выплеснулась энергия и можно было бы заниматься дальше.


Считать, прыгая
 


- Мы формируем группы обычно по 8 человек. Однако, набирая детей, мы исходим из того, что посещения бывают нерегулярные, детишки болеют. Поэтому мы в каждой группе всегда оставляем место для «приболевших». Поэтому в среднем в группах по 6 человек. Младшая группа занимается по 1 часу два раза в неделю, дети постарше – 2 часа один раз в неделю. Естественно, два часа в неделю это недостаточно! Надо хотя бы по 10-15 минут в день, в идеале. Как положено, мы задаем домашнее задание. И вообще относимся к детям со всей строгостью: не позволяем бегать, ходить поочередно, то в туалет, то попить, то к маме или няне.

- Когда дети только начинают обучаться в школе ментальной математики, родители хватаются за голову: как это все сложно. А сложно только потому, что сами мы так не учились. Помню, как мамы прибегали ко мне с такими огромными глазами и говорили: «Боже, 9-7, как это вычесть?» Ничего сложнее быть не может! А сейчас все устаканилось, и уже есть какие-то результаты. Дети могут считать в уме, даже скача на скакалке или играя на маракасах.

 

- Развивается быстрота реакции, это раз. Во-вторых, считая на воображаемом абакусе, ребенок учится визуализировать результат, а впоследствии научается быстро все взвешивать, мгновенно подсчитывать плюсы и минусы, что полезно и в жизни. В обычной школе теперь сдают ЕГЭ, а за учебный год ребенок получает кучу информации, с которой не знает, что делать… И просто зазубривает ее. Как итог – знания улетучиваются сразу же после сдачи экзамена. Мы же учим детей работать с информацией – отделять зерна от плевел.